Необычные профессии: VR-разработчик

Вместе с сервисом «Профориентация» мы запускаем серию материалов про тех, кто связал свою жизнь с самыми необычными и современными специальностями. Поговорили с VR-разработчиком о его работе и о том, зачем жарить куриные крылышки в шлеме виртуальной реальности.
Необычные профессии: VR-разработчик

Павел Васютин, разработчик для VR

Преподаватель курса «VR-разработчик» в Contented .

Я очень хотел попасть в гейм-дев и делать игры. Моя глобальная мечта — сделать свою собственную игру. В самом начале я сам ставил себе задачу и пробовал найти решение: например, хочу написать «змейку» и начинаю искать, каким способом это можно сделать, какими знаниями я уже обладаю, а что придется подучить. Пришлось немного почитать книжки по программированию.

Я учился на математика-программиста и делал обычные программистские вещи. Но игры и графика всегда оставались моим увлечением. Я никогда не писал резюме. У нас была команда, с которой мы решили создавать проекты с дополненной и виртуальной реальностью. Я на тот момент умел пользоваться Unity, поэтому смог занять место разработчика в команде.

Сейчас я работаю виар-программистом на Unity. Занимаюсь проектами для виртуальной и дополненной реальности. В мои обязанности входит разработка всех взаимодействий, пишу код. Небольшое отличие от типичных проектов — элементы приходится тестировать вручную. Не получится просто написать юнит-тест и автоматически все проверить. Придется собрать проект и протестировать его в VR-девайсе самостоятельно или с коллегами. На первый план выходит проверка UX и того, как работает механика, которую ты пытаешься ввести в проект.

Кто хочет в VR и кого там ждут

Студенты и школьники старших классов чаще других хотят попасть в VR-индустрию, в гейм-дев. VR — это новый вид развлечений, он начал развиваться через игры. Поэтому таким новичкам хочется получить опыт разработки мобильных и компьютерных игр.

Взрослые, которые начинают изучать VR, — это в основном люди из рекламы, менеджерских отделов. Им хочется быть на переднем крае технологий. Они отслеживают тренды и популяризируют свою компанию за счет новых инструментов и их возможностей в том числе.

VR-проекты часто начинаются с небольшой команды программистов. У стартапа обычно нет возможности нанять отдельно дизайнера интерфейсов или других узкоспециализированных работников — звукорежиссера, концепт-художника, гейм-дизайнера, продуктового менеджера. В маленьких командах нет отдельной четкой должности — надо уметь делать все, и делать это как можно лучше.

Необычные профессии: VR-разработчик
Статистика по профобласти ИТ

VR — это не только люди, которые сидят за компьютером и пишут игры. Это еще и аналитика того, какие приемы и подходы лучше влияют на пользователя и привлекают аудиторию. В любой стартап нужны менеджеры. Сейчас острая нехватка людей, которые могут заниматься рекламой виарного продукта. Очень нужны специалисты, которые скажут: «Я смогу продать вашу игру там-то».

Всегда есть потребность в сильных креативных специалистах. Хорошая, с точки зрения технической подготовки, команда может столкнуться с проблемой нехватки свежих идей. Они тратят много сил на доведение до совершенства технических аспектов проекта и мало следят за тем, что же нужно массовой публике.

Где применяют виртуальную реальность

Мой рабочий день начинается с того, что я читаю новости в профессиональных группах в Facebook. В России работа с VR-проектами развивается, но пока не так активно, как в США или Японии. Там классные виар-парки, новые игры появляются. Об этом интересно почитать.

Технология должна упрощать человеку жизнь. Но конкретных цифр и серьезных исследований обо всех возможных сферах применения VR пока нет. В Европе VR активно применяют, например, музеи — включают элементы виртуальной и дополненной реальности в экспозицию. Есть также обучающие программы. Одна из самых забавных — для KFC, где новый сотрудник учится жарить крылышки. Мне очень нравятся такие проекты, где полезные навыки передаются в игровой, интерактивной форме.

VR-проекты для медицины тоже существуют. Например, во время сеанса у дантиста пациент сидит в шлеме и видит пляж тропического острова, а зубная боль от этого снижается. Или люди с посттравматическим синдромом проходят терапию с помощью VR-шлема — их восстановление идет быстрее. Также сейчас говорят про терапию после физических травм. Но такие примеры использования — единичные, в качестве опытов. Никто со стопроцентной вероятностью не может сказать, что это будет работать со всеми людьми, так как для такого заявления слишком мало исходных данных.

Опыт работы и навыки: что нужно начинающему VR-специалисту

Индустрия свежая, поэтому нет жесткого требования по опыту работы. В любой компании от вас будут ждать базовых знаний: в чем отличия Oculus от HTC, какие нюансы у мобильного и стационарного VR. Нужны знания о преимуществах разных решений во всех этих случаях. Еще нужно не путаться в понятиях дополненной, виртуальной, смешанной реальности.

Любой опыт полезен, но работодатель должен понимать, что ваш опыт можно переложить на VR. Допустим, вы закончили университет по специальности «Оптик» и несколько лет занимались разработкой в этой сфере. Вас с удовольствием возьмут в центр инжиниринга, заниматься линзами для шлемов. Если вы были UX-дизайнером — можно применить этот опыт в проектировании интерфейсов для VR-продуктов. Также VR генерирует смежные индустрии. Новые аксессуары (перчатки или костюмы для повышения иммерсивности), новые способы отслеживания пользователя в пространстве и тому подобное. Технических программистов, которые разрабатывали сложные проекты на С++, индустрия всегда примет с удовольствием.

В Contented специализация «VR-разработчик» длится полгода — это пять курсов. Последний курс — дипломный проект, а первый — это знакомство с индустрией. Студентам рассказывают об истории VR, оборудовании, показывают хорошие примеры того, как должны работать проекты. Здесь же — про эффекты и подводные камни, о которых преподаватели рассказывают с точки зрения своего опыта. Второй и третий курс — практические. Студенты создают свои проекты на Google VR SDK. На четвертом курсе мы рассказываем, как писать резюме, найти команду и создать проект.

Все обучающие курсы учитывают, что может прийти человек без какого-либо бэкграунда. На мой взгляд, в VR можно найти применение любым навыкам. Когда учеба закончится и начнется поиск работы, возможно, придется уйти с высокооплачиваемой позиции на место джуниора в новой для вас ветке. Как начинающий специалист, вы начнете использовать свои навыки из другой области и создавать на их основе новые решения — это хорошо для развивающейся индустрии VR.